"Kramer vs Kramer", 1979

by FiBi

«Крамер против Крамера» (англ. Kramer vs. Kramer, 1979) — американский кинофильм режиссёра Роберта Бентона, экранизация произведения Эвери Кормэна. Фильм получил пять премий «Оскар».

Сюжет

Джоанна Крамер (Мерил Стрип), выпускница Смитского колледжа, сидит дома со своим сыном Билли (Джастин Генри). Устав от такой жизни и от мужа Тэда (Дастин Хоффман), который ею пренебрегает, Джоанна бросает семью, чтобы «найти себя».
Тэд, который делает карьеру в сфере рекламы, получает работу в обширной новой области. Он потрясён решением Джоанны и вынужден заняться воспитанием сына самостоятельно.

Оскар

В 1980 году фильм получил 5 оскаров.
Лучший фильм: продюсер Стенли Джаффе.
Главная мужская роль: Дастин Хоффман.
Актриса второго плана: Мерил Стрип.
Режиссёр: Роберт Бентон.
Адаптированный сценарий: Роберт Бентон.

Факты

Мне хотелось посмотреть этот фильм со времени, как увидела эту книгу на маминой полке. Знаю точно, что её литературный вкус (в отличие, кстати, от кинематографического) совпадает с моим. Я обязательно прочитаю первоисточник, но не удержалась и посмотрела экранизацию.

Фильм вышел на экраны в те годы, когда никто не обсуждал тему отцовства так открыто. Ситуация, показаная на экране, и в сегодняшние дни не частое явление, ведь из семьи неожиданно уходит именно мама, а не папа. Могу вспомнить только "Служебный роман", где главный герой в одиночку воспитывал двух детей. С точки зрения общества (эта позиция хорошо освещена на суде) - мать не имеет права оставлять ребёнка. Папа - "как бы может", но мама? Какой бы хорошей, заботливой и внимательной она ни была все годы во время замужества, первый вопрос, который возникает у адвоката, наблюдается ли она у психоаналитика. Другими словами, по мнению общества и закона, оставить ребёнка по каким-то иным причинам, кроме сумасшествия, - невозможно, нонсенс, так не бывает.

Также стоит отметить, что во время съёмок и Мэрил Стрип и Дастин Хоффман расставались со своими близкими половинками. Многие диалоги, ситуации и фразы были внесены в сценарий самими актёрами. Например, речь Мэрил Стрип на суде была полностью изменена, поскольку актриса посчитала её неубедительной. А Дастину даже предложили упомянуть его имя в титрах как второго сценариста, но он смущённо отказался. Очевидно, что ситуация в личной жизни актёров серъезно повлияла на их игру.

Джастин Генри, сыгравший роль Билли Крамера, сына Джоанны и Тэда, до сих пор остаётся самым молодым номинантом на Оскар, ему было всего 8 лет и "Крамер против Крамера" стал его дебютным фильмом. (До того, как заинтересовалась этим фильмом, считала, что самый молодой номинант на Оскар - это Хэйле Джоэль Осмент за роль в фильме "Шестое чувство"). И Джастин до сих пор снимается в кино.

Личные наблюдения

После того, как я стала мамой, иначе воспринимаю фильмы на темы семьи и супружеских отношений. С ещё большим вниманием и со-переживанием.
Отметила эпизод, в котором герой Дастина Хоффмана, вопреки личному желанию избавиться от всех фотографий бывшей супруги, всё-таки оставляет фотографию Джоанны на столике в детской. Это было одним из первых проявлений сильных отцовских чувств в фильме - Тэд сделал что-то во имя сына, понимания и уважая желания ребёнка.

Во время просмотра прекрасно показаны изменения в мышлении Тэда, они прослеживаются через его поступки и слова. Сценарий построен так, что от эпизода к эпизоду чувствуется, как отец всё больше шагов делает по направлению к сыну. Тэд уделяет меньше времени болтовне с коллегами, а потом работе в целом. Его заботит здоровье ребёнка, поел ли он, выспался ли, выпил ли молоко, сделал ли уроки.

Кульминацией фильма, конечно, является суд, на котором решается вопрос об опекунстве, будет ли Билли жить с отцом или матерью. Замечу, что Билли на суде нет, только адвокаты и родители. Поэтому зритель не отвлекается на пережвания ребёнка, на типичные для голливудских фильмов манипуляции с переглядываниями, слезами. Режиссёр показывает только чувства родителей, уделяет внимание именно их переживаниям, мотивам и поведению, не отвлекаясь на ребёнка.

Можно ли сказать, что это трогательный фильм? Да, наверное. Но совершенно не в смысле "умиления" или улыбки, хотя есть сцены, где зритель невольно улыбнётся (например, когда обнажённая любовница Тэда встречается с маленьким Билли в коридоре). Всё-таки этот фильм скорее драматичен, и даже трагичен.

В заключение напишу, что развязка меня не столько ошеломила, сколько заставила расплакаться. Повествование фильма не предполагает лёгкого решения. Это не та история, где можно принять чью-то сторону и надеяться на "справедливость" или "возмездие".

12 марта 2014
среда 2:00
Context banner by tags

www.fibi.me

© 2011–2016 | FiBi
Санкт-Петербург

Рабочая загрузка

  • Готова к работе Самое время заняться чем-то крупным
  • Средняя Возьму небольшой проект/задачу
  • Полная Работу не беру, но готова запланировать

contact