"Blade Runner", 1981

by FiBi

Культовый фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в марте-июле 1981 года по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?"

Вступление

«Бегу́щий по ле́звию» (англ. Blade Runner) — культовый фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в марте-июле 1981 года по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная версия с хэппи-эндом (1982), которая была плохо принята кинокритиками и провалилась в прокате, и режиссёрская версия с открытым финалом (1992), которая по опросу учёных была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории. «Бегущий по лезвию» в двух своих версиях стал одним из стилеобразующих фильмов 1980-х и 1990-х, а также породил голливудскую моду на экранизации антиутопических произведений Филипа К. Дика. Глубинная проблематика фильма, замешанная на идее о том, что представления человека о мире и его месте в нём могут оказаться умышленно сфабрикованными третьими лицами, сущностями или интеллектом, получила дальнейшую разработку в таких фантастико-метафизических гибридах конца XX века и начала XXI века, как «Тёмный город» (1998), «Экзистенция» (1999), «Матрица» (1999), «Тринадцатый этаж» (1999) и «Луна 2112» (2009).

Книга

В 2011-м приобрела книгу "Мечтают ли андроиды об электроовцах", зная, что на её основе и был снят уже смотренный ранее "Бегущий человек". Хотела сравнить сюжеты, познакомиться с первоисточником. Совру, если скажу, что всё сразу поняла. Книжный мерсеризм не имеет аналогов в настоящем мире. Может быть он чем-то похож на онлайн-игры, когда многие ежедневно заходят в виртуальный мир, чтобы переживать эмоции внутри какой-либо группы, объёдиненной целью (фарм данжа, осады). В учении мерсеризма тоже есть аппарат, к которому присоединяются и поднимаются на бесконечно высокую гору. Если тебя бьют по дороге камнями - окружающие тебе сопереживают и, таким образом, одинокий человек чувствует себя менее одиноким в большом побитом мире будущего. Книга наполнена смыслом, трудночитаемом поначалу.

Трогательно отношение к животным. Ведь в мире будущего их практически нет, вымерли. Оставшиеся стоят неимоверных денег и практически не поддаются разведению. Поэтому когда один из героев, ветеринар будущего, чьей задачей является починка сломанных электронных животных, сталкивается с настоящим животным, с котом... он не представляет как его вылечить. Животное умирает ещё по дороге в больницу, которая и не больница, а скорее "ремонтная мастерская". Герой везёт задыхающегося кота в своей летающей машине и не может понять как отключить зверя, где у него провода и почему хозяин так волновался, отдавая кота в ремонт.

Фильм

Фильм не копирует книгу. Сценаристы (а у фильма было ДВА сценариста и с различными взглядами на сюжет, Хэмптон Фэнчер был заменён Дэвидом Пиплз поскольку режиссёр Ридли Скотт был недоволен характером Хэмптона и его видением сюжета) изменяли повествование, в первую очередь, чтобы сократить хронометраж, чтобы уложиться в максимальные два часа для просмотра. Информации о кино на радость очень много. Даже существует два фильма о съёмках кадый из которых длится около трёх часов, где покрываются практически все темы и отвечается на главные вопросы. Режиссёр Ридли Скотт приоткрывает завесу, был ли главный герой Декард тоже андроидом?

В то время, в начале 80-х, никто не представлял мир будущего безрадостным. Это был первый фильм, который предположил, что Лос-Анжелес будет покрыт тяжёлым смогом, мир будет перенаселён и всё вокруг будет серым. Это был фильм, костюмы и декорации которого влияли на все последующие фильмы, снятые о фантастике. Это фильм, в котором постоянно движется свет, где дым, вентиляторы и фонари, светящие в центр камеры были в новинку, а в последствии превратились в клише голливудского кино.

Визуально - это очень мощный фильм, детальный, мрачный, поглощающий. Напоминаю, что в США все профессионалы на съёмочной площадке с большим уважением относятся друг к другу, ценят работу друг друга. Бегущий по лезвию - это огромная работа слаженного коллектива. Хотя Ридли был приглашённым режиссёром, и в какой-то момент съёмочная площадка демонстративно надела футболки "Yes, Your Ass, Sir" в знак протеста против твёрдого характера Ридли и его перфекционизма, результат того стоил.

Имена

Ридли Скотт

Сэр Ридли Скотт (англ. Ridley Scott; род. 30 ноября 1937, Саут-Шилдс) — английский кинорежиссёр и продюсер. Создатель многих прославленных исторических и фантастических фильмов, таких как «Чужой», «Гладиатор», «Бегущий по лезвию». На момент съёмок "Бегущего по лезвию", Ридли уже снял фильм "Чужой", "ужастик", взбудораживший Голливуд и контрастирующий со "сказкой" о звёздных войнах Лукаса. Ридли хотел отвлечься, сделать что-то иное, чем Чужой и не сразу взялся за "Бегущего по лезвию". Но взявшись, он вкладывался в каждый эпизод с таким упорством, что в какой-то момент команда фильма стала думать, а не работают ли они с сумасшедшим.

Харрисон Форд в своих интервью рассказывал: "Наступало утро. Я готовился, я ждал. Я был профессиональным актёром. Проходили многие часы, прежде, чем меня звали на площадку. Всё это время режиссёр, оператор и другие сотрудники готовили сцену, вымеряя свет, пробуя различные углы. Но я был профессионалом! Когда меня звали - я играл. Когда не звали - ждал. Меня не касается, что происходило до момента, пока Ридли скажет "мотор" - это чужая работа". Ещё очень важная для меня деталь - Ридли потрясающий художник! Если вы посмотрите фильм о фильме, то увидите раскадровки, сделанные режисёром. Они потрясающие! Видно, что это всего лишь зарисовки, но какие чёткие, довольно детальные и сразу передают атмосферу. Он действительно талантливый человек. IMDB: http://www.imdb.com/name/nm0000631/

Харрисон Форд

Упомяну, что поначалу на роль детектива Декарда хотели взять Дастина Хоффмана. Да-да, "РэйнМэна" http://www.imdb.com/title/tt0095953/. В ранних раскадровках хорошо угадывается именно Дастин. Но позднее утвердили Харрисона, который к тому времени уже снялся в двух эпизодах "Звёздных войн", и только-только закончил сниматься в первом Индиане Джонсе. Поэтому несмотря на задумку Ридли снимать персонаж Декарда в шляпе, от этого пришлось отказаться, так как "очередную шляпу на голове" Харрисон категорически отверг =)

И всё же, мистер Форд к тому времени был опытным актёром, если не сказать, очень опытным и профессиональным. Он без особого энтузиазма отнёсся к задумке фильма и сценарию. Он ни во что не вмешивался, не делился идеями. По словам Харрисона: "Я просто делал свою работу, и делал её очень хорошо".

Сид Мид

Легендарный американский художник. Автор огромного количества концептов и иллюстраций.
Сидни Джей Мид, Syd J Mead, или просто Сид Мид, родился 18 июля 1933 в городе Сент-Пол, штат Миннесота. Он известен прежде всего своими работами для научно-фантастических фильмов, таких как "Бегущий по лезвию", Чужие, и Трон. В одной из своих работ Мид сказал: "Я бы назвал научную фантастику 'действительностью раньше срока'". Этого художника в своём блоге упоминал Фэнг Жу, как иллюстратора-концептуалиста, на которого ориентировались начинающие в 90-е молодые художники-концептуалисты. О Сиде, пожалуй, я напишу отдельную статью позднее =) Уж очень много информации хочется вместить, а эта статья не о нём, а о Бегущем Человеке.

Вангелис

Вáнгелис (греч. Βαγγέλης, англ. Vangelis, полное имя Эвангелос Одиссеас Папафанасиу) — греческий композитор, один из первых исполнителей электронной музыки, автор саундтреков ко многим известным фильмам.

Ещё обязательно хочется рассказать о Шон Янг (Sean Young), и Дэрил Ханна (Daryl Hannah), и Рутгере Хауэре (Rutger Hauer), актёрах этого фильма. Только Рутгер Хауэр был утверждён сразу, поскольку был физически силён, вынослив, выглядел как сверх-человек и на площадке вёл себя дисциплинованно и собранно. А вот красавицу Шон Янг утвердили благодаря её потрясающй красоте, играть она совершенно не умела и Ридли нанял специального человека, чтобы "подучить девушку актёрскому мастерству"). Дэрил Ханна прошла пробы благодаря своей гибкости, практически все акробатические трюки в фильме она выполняла сама, кроме одного, когда выбилась из сил после многочисленных дублей и её заменили мужчиной в гриме =)

С удовольствием пересматриваю этот фильм. Визуальный эффект остаётся надолго и сразу хочется творить.

Бонус:

34х-минутный анимационный фильм "Бегущий по Лезвию" выполненный акварелью
Автор: Андерс Рамселл 
12 597 кадров размером примерно 1.5 x 3 см каждый

Фильм о фильме "Blade Runner: Dangerous Days":
Часть 1 и 2:

16 января 2014
четверг 10:00

www.fibi.me

© 2011–2016 | FiBi
Санкт-Петербург

Рабочая загрузка

  • Готова к работе Самое время заняться чем-то крупным
  • Средняя Возьму небольшой проект/задачу
  • Полная Работу не беру, но готова запланировать

contact